Билеты на В ожидании Рождества, 20.12.2025
Концерт органной музыки "В ожидании Рождества"
г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д. 18
| Льготный входной билет | 700 руб. | 50 билетов |
|
| Полный входной билет | 1 000 руб. | 50 билетов |
|
| Абонемент на три любых концерта | 2 500 руб. | 20 билетов |
|
На протяжении многих столетий орган является неотъемлемой частью лютеранского и католического богослужения. В связи с этим сфера интересов церковного органиста-композитора включает в себя произведения духовной тематики. Именно такие сочинения объединены в программе сегодняшнего концерта.
Жанр обработки хорала уходит своими корнями в XVI–XVII века. В это время орган выполнял аккомпанирующую функцию: инструменталист должен был исполнять гармоническое сопровождение хорала, поддерживая пение общины и хора во время службы. Предположительно в этот период и зарождается манера прелюдирования на хорал. Одной из ранних обработок является "Te Deum" Марка-Антуана Шарпантье. "Te Deum" — благодарственный гимн "Хвала тебе Боже": музыка отличается торжественным и ликующим характером.
"18 Лейпцигских хоралов" Иоганна Себастьяна Баха — кульминация в развитии жанра хоральной обработки эпохи барокко. Композитор здесь не только использует сложные полифонические формы (трио и фуги на хорал), но и подходит к написанию обработок с художественной стороны. В "Komm Gott, Schopfer, heiliger Geist" наше внимание привлекает бас, который звучит на слабые доли и смещает акцентирование в тактах. "O Lamm Gottes unschuldig" написана в форме хоральной партиты, состоящей из трёх вариаций на хоральную мелодию.
Немецкие композиторы-романтики продолжили традицию обрабатывать хорал. В качестве основы для шестой сонаты Мендельсон взял напев "Vater unser im Himmelreich" ("Отец наш небесный"): первая часть написана в виде вариаций на хоральную мелодию (и представляет собой хоральную партиту), а вторая часть — в виде фуги на эту тему. Завершает цикл "песня без слов", которая по функции равнозначна слову "Аминь" по окончании молитвы.
Хоральные обработки Брамса — своеобразная дань уважения традициям прошлого. Несмотря на их религиозную составляющую, каждая пьеса — яркая миниатюра эпохи романтизма, отражающая определенное эмоциональное состояние. На концерте прозвучит "Es ist ein’ Ros’ entsprungen" — колыбельная песнь, повествующая о рождении Христа.
Исполнитель:
Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва)
В программе:
Марк-Антуан Шарпантье, Иоганн Себастьян Бах, Теодор Дюбуа, Жак-Николя Лемменс, Иоганн Кристиан Киттель, Иоганнес Брамс, Феликс Мендельсон-Бартольди