Дата и место проведения Время Стоимость билета В наличии
1. 4 октября (воскресенье)
Московский Международный Дом Музыки - Камерный зал
13:00
от 700 до 1 200 руб.
395 билетов
2. 1 ноября (воскресенье)
Консерватория им. П.И.Чайковского - Большой Зал
14:00
от 1 000 до 5 000 руб.
48 билетов
3. 7 февраля 2021
Московский Международный Дом Музыки - Камерный зал
13:00
от 700 до 1 200 руб.
391 билет

Концерт / Классическая музыка

Концерт ведет Артём Варгафтик
Московский государственный симфонический оркестр


Художественный руководитель - Иван Рудин
В программе:
М. И. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"
М. И. Глинка.
Марш Черномора и восточные танцы из оперы "Руслан и Людмила"
Н. А. Римский – Корсаков. Сюита из оперы "Сказка о царе Салтане"
Н. А. Римский – Корсаков. Сюита из оперы "Золотой петушок"

Сказки Александра Сергеевича Пушкина, несмотря на свою немногочисленность (их менее десяти), — одно из самых удивительных явлений в русской литературе. Богатство образов, живой оригинальный язык, вечная тема добра и зла, а также неподражаемая ирония и комизм обеспечили им подлинное бессмертие. Нет другого жанра в творчестве поэта, где столько запоминающихся героев — царей и царевен, богатырей и красавиц, волшебников и кудесников, а также фантастических животных. Кто из нас не помнит золотую рыбку и золотого петушка, белку с ее орешками и ученого кота?

Яркие страницы пушкинских сказок не раз вдохновляли русских композиторов и во многом определили будущее не только русской поэзии, но и музыки. Лучшие оркестровые фрагменты из знаменитых русских опер, написанных на сюжеты сказок Пушкина, прозвучат 16 ноября в Большом зале Московской консерватории. Симфонический оркестр ддя детей и юношества под руководством Ивана Рудина исполнит фрагменты из оперы Глинки "Руслан и Людмила", сюиты из опер Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане" и "Золотой петушок". Программу комментирует известный музыкальный критик, лектор и журналист Артем Варгафтик.

Впервые Пушкин обратился к сказочному сюжету еще в юности. Именно волшебная сказка "Руслан и Людмила", написанная им по окончании Лицея, стала первой его законченной поэмой. Вдохновлённая древнерусскими былинами и романтическими сказаниями, насыщенная фантастическими образами и экзотикой, она принесла двадцатилетнему поэту широкую известность. Композитор Михаил Иванович Глинка, увлеченный "Русланом и Людмилой", начал работать над одноименной оперой в год гибели Пушкина. На основе легкой и ироничной сказки им было создано грандиозное эпическое полотно, где нашлось место и богатырской доблести, и верной любви, и коварному обману, и колдовским чарам. Премьера оперы в Петербурге прошла сдержанно, но с каждым исполнением успех ее возрастал. Глинка нашел великолепные экзотические краски для музыкальных картин царства Черномора и волшебных садов Наины. Именно с этих страниц "Руслана" начинается особое направление в русской музыке — условный, "русский" восток. Концерт откроет радостная и жизнеутверждающая увертюра к опере, предсказывающая победу добра над злом. Ее сменят причудливый и угловатый Марш Черномора (одно из самых известных сочинений Глинки) и три восточных танца — турецкий, арабский и огненная лезгинка.

Выбрать сюжет пушкинской "Сказки о Царе Салтане" для написания новой оперы посоветовал ведущему петербургскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову известный музыкальный критик и публицист В.В. Стасов. Опера была написана в год столетия Пушкина и впервые поставлена в 1900 году в Москве, в Частной опере С.И. Мамонтова, в великолепных декорациях Михаила Врубеля и с блестящим составом солистов. Это одно из самых жизнерадостных произведений оперной литературы, наполненное светлой энергией народного эпоса. Значительную роль в опере играют программные инструментальные эпизоды. Оркестровые вступления к I, II и IV действиям композитор тогда же объединил в сюиту "Картинки к сказке о царе Салтане". Каждую из ее частей предваряет эпиграф из пушкинской поэмы. В первой "картинке" перед нами образ царя Салтана — воинственного и при этом сказочно-комичного, будто сошедшего с народного лубка. Вторая "картинка" — морская стихия, великолепно переданная оркестровыми красками. Наконец, самая знаменитая, третья часть — "Три чуда" на острове Буяне: белка с волшебными орешками (использована мелодия изестной народной песни "Во саду ли, в огороде", тридцать три богатыря и прекрасная Царевна-Лебедь. Также широко известен симфонический фрагмент оперы под названием "Полет шмеля": блестящее скерцо типа perpetuum mobile.

Остросатирическая "Сказка о золотом петушке" — самая поздняя сказка Пушкина, в ней он использовал мотивы не только русских, но и арабских сказок. Опера Римского-Корсакова "Золотой петушок" также стала последней для композитора. Он так и не смог увидеть ее на сцене: "небылица в лицах" была запрещена цензурой из-за злободневной сатиры на самодержавный строй (значительно усиленной либреттистом В. Бельским по сравнению с пушкинским текстом). Опера впервые увидела в свет через месяц после кончины Римского-Корсакова, на сцене Частной оперы С.И. Зимина в Москве, причем в сюжет были внесены значительные изменения. В Большом и Мариинском театрах она была поставлена позже. В оркестровую сюиту вошли четыре фрагмента оперы, в которых можно угадать и угловатый, суетящийся образ царя Додона, и холодный шик восточной Шемаханской царицы, и волшебный профиль Звездочета и, наконец, объединяющий все оперу клич Золотого петушка.