Король Лир (Русский драмтеатр Удмуртии, Ижевск)

18+    
ул. Б.Никитская, 19 м. Тверская, Пушкинская
Организатор мероприятия: Фестиваль Золотая Маска АНО, 7707569122,
115191, Москва г, Рощинская 2-я ул, дом № 4
Расписание
Дата Время Стоимость билета В наличии
1. 25 марта (понедельник)
20:00
от 350 до 800 руб.
14 билетов

Театры / Спектакль

Прикосновение к классическому материалу – всегда работа с мифом. Попытка, помня обо всех существовавших до тебя прочтениях, найти очень личный взгляд на архетипический текст. Для меня "Король Лир" –перепросмотр прожитой жизни, попытка покаяния, осознания собственных грехов. События прошлого и настоящего преломляются в сознании человека в историю короля, раздавшего свое царство дочерям. События пьесы раскалываются на два временных пласта, и оказывается, что Лир и Эдмонд – это один человек. Вот он, еще молодой, идущий напролом к своей цели. Стоило ли так хотеть, так идти, по головам близких и родных? Какая цель стоила того? Это история просыпающейся совести, запоздало, когда уже ничего нельзя изменить. Но ценная тем, что, совесть, оказывается, всегда живет в каждом из нас. История про то, что человек конечен, и "с собой не возьмешь", а ответ держать придется.

Петр Шерешевский

Спектакль Петра Шерешевского начинается там, где почти заканчивается трагедия Шекспира. На сцене – одинокий старик, находящийся в шаге от смерти и сколачивающий себе гроб. Все происходящее в дальнейшем – воспоминания Лира, весьма похожие на предсмертный бред. Угасающее сознание вспышками выхватывает события прошлой жизни; развенчанный король пытается понять таинственный расклад судьбы, хоть как-то объяснить трагическую развязку. Постижение скрытых законов реальности становится смысловым стержнем ижевского спектакля. На протяжении всего действия Лир не покидает сцены, он, словно тень, следует за другими героями, поскольку они – воплощение фантомной боли, мучительные воспоминания о неверно прожитой жизни.

газета "Экран и сцена"

Средневековый аналог механизма королевской власти – это колесо фортуны, на котором правитель возносится вверх, достигает зенита, и с которого низвергается. Круговорот событий во времени, разрыв цепочки повторений и стремление остановить неумолимое движение колеса – и есть сюжет "Лира" в удмуртской Русской драме.
Пространство этого "Лира" – обобщенно-поэтическое, пустое пространство трагедии, отсылающее к образам литовской режиссуры. Основной элемент сценографии – гигантские производственные катушки, на которых каждый герой буквально вплывает, перебирая ногами, крутя свое "колесо фортуны", через пронизанные светом прорехи в занавесе. В другой сцене эти катушки сминают персонажей, прокатываются по их телам. Но это не безличный образ рока. В пространстве шекспировской трагедии каждый мнит себя хозяином судьбы, каждый совершает волевое движение, правда, не зная о том, что все уже однажды было. Чтобы остановить колесо, выйти из череды повторяемостей, необходимо припоминание. Обретение исторической памяти, а вместе с нею ответственности за прошлое – безусловно современный сюжет. Возможно потому спектакль Шерешевского в какой-то момент мигрирует с территории экзистенциального прозрения на территорию "злобы дня", где в финале теплушка увозит арестованного Лира куда-то на Восток.

Татьяна Джурова