Оптимистическая трагедия. Прощальный бал (Александринский театр, СПб)

16+    
Камергерский пер. д.3 м.Охотный ряд
Организатор мероприятия: Фестиваль Золотая Маска АНО, 7707569122,
115191, Москва г, Рощинская 2-я ул, дом № 4
Расписание
Дата Время Стоимость билета В наличии
1. 13 марта (среда)
19:00
от 2 000 до 3 500 руб.
6 билетов
2. 14 марта (четверг)
19:00
от 500 до 3 500 руб.
11 билетов

Театры / Спектакль

"Оптимистическая трагедия. Прощальный бал" – это исследование и деконструкция советского мифа, признание необходимости избавиться от его метастазов. В 1955 году на сцене Александринского театра был поставлен легендарный спектакль Георгия Товстоногова – академичный, патетический, имперский. Пьеса Вишневского обрела статус монумента советской эпохе, стала некой аллегорией борьбы добра со злом, где все приоритеты раз и навсегда расставлены. Меж тем, в 1933 году бывший моряк Всеволод Вишневский написал для Александра Таирова и в сотрудничестве с ним неоднозначный и мятежный текст. Автор и театр искали новый аналог античного хора, экспериментировали с обращениями в зал и рискованными интермедиями-дискуссиями об актуальном искусстве. Но главное – прикоснулись к трагическому, а, значит, вступали в область неразрешимых, роковых противоречий. Само время требовало диалога. И сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени. Но новый пафос возникает не от того, что на них найдены ответы. А от разгорающегося чувства, что отыскать их невозможно. И невозможно это замалчивать. Все явственней потребность об этом кричать.

Виктор Рыжаков, Ася Волошина

Прощальный бал александринцев – не расставание с веком, не полный обрыв, но разворот минувшего к настоящему, предупреждение, потому и предусмотрено столько актерских выходов из роли, прямых обращений в зал. Не случайно ведущие в вечерних нарядах, люди старшего поколения, обозначенные в программке как "свидетели истории", – Эра Зиганшина и Аркадий Волгин – дают публике напутствие от театра, призывают воспитывать детей людьми мира, а не войны, а потом кружатся в танце без музыки в конусе света на опустевшей темной сцене.

газета "Экран и сцена"

В "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского гибнет "хор" (отряд матросов), но торжествует музыка революции (отсюда и оптимизм). В спектакле Александринского театра, поставленном к 100-летию Октябрьского переворота, торжествует просто музыка – Вертинский, Окуджава, Соловьев-Седой, Магомаев, Децл, "Ленинград", Стиви Уандер, "Led Zeppelin", "Pink Floyd", "Queen"… Все это звучит "живьем", с энергией и драйвом крутого рок-концерта.
Создатели новой сценической версии самой революционной советской пьесы знают, что революции кончаются не торжеством, а братоубийственными войнами, в которых нет победителей. Поэтому их "прощальный бал" (слова, добавленные к названию Вишневского) больше похож на яростный реквием, эпический плач по несбывшимся надеждам и погубленным жизням.
Это мужская история, история на военном корабле. И редко в каком другом российском спектакле новейшего времени можно встретить столь же блистательный (еще и поющий!) мужской актерский ансамбль. Впрочем, и у него есть свои солисты: Тихон Жизневский, Алексей Васильченко, Александр Лушин, номинант "Маски" за роль Сиплого Дмитрий Лысенков… Но в центре этой мужской истории – женщина. В юном и хрупком Комиссаре Анны Блиновой столько трагической экспрессии и силы характера, что нет сомнений в том, что она войдет в поистине великий ряд исполнительниц этой роли на отечественной сцене: от Алисы Коонен до Инны Чуриковой.

Владимир Спешков