Расписание
Дата Время Стоимость билета В наличии
1. 29 мая 2024
19:30
от 700 до 2 500 руб.
120 билетов

Информация о концерте Обращаясь к Богу

Как и многие органные программы, сегодняшний концерт "цементирует" лютеранский хорал. Каждое из его воплощений в этой программе примечательно по-своему. Так, BWV 683 – простая и краткая хоральная "миниатюра" из так называемого "малого катехизиса" Clavierubung III – сообщает знающему слушателю о масштабах баховской мысли. Помещённая между токкатой BWV 538/1 и фугой BWV 538/2, она принимает определённое место в форме, условно близкое к литургическому контексту (в котором токката исполнялась перед богослужением, а фуга – по его завершении).

Иоганнес Брамс дважды обращался к хоралу Herzlich tut mich verlangen; две его обработки контрастируют, в первую очередь, глубиной отчаяния – ключевого аффекта, которого Брамс пытался осмыслить в своём органном творчестве. Продолжая баховскую традицию, Брамс достигает подобного эффекта "эмоциональной бездны" посредством мелодического абриса комментирующего пласта – существенно "перевешивающего" хорал и перетягивающего на себя внимание слушателей.

Соната Мендельсона, которая прозвучит в концерте, стала первой в истории органной сонатой на хорал (Vater unser in Himmelreich) – как известно, Мендельсон не раз использовал в своих сонатах цитаты из лютеранских хоралов, однако их разработка не достигала столь всеобъемлющего масштаба. Сонату открывает ряд вариаций на хорал, венчающийся виртуозной токкатой; за ней следует фуга, тема которой также близка к Vater unser, и отвлечeнная постлюдия, смягчающая драматизм предшествующих частей.

Тему немецкого органного романтизма с его творческими экспериментами и поисками нового на основе традиций продолжит Роберт Шуман. Немногочисленные сочинения композитора, исполняемые в наши дни на органе, в оригинале предназначены для педального фортепиано – инструмента, специально разработанного для домашних занятий органистов. Его Этюды и эскизы для педального фортепиано близки к идее инструктивного репертуара, "возвышенного" до уровня романтической миниатюры, а Шесть фуг на имя BACH – дань уважения великому композитору, в котором Шуман, как и многие его современники, видел своего учителя.

Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах, Иоганнес Брамс, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон-Бартольди, Ференц Лист

Место проведения концерта